[personal profile] rms1
Вот помню ещё Леонид Ильич был жив, и при нём люди ходили в Рестораны. Тогда пойти в Ресторан было совсем не то что теперь. Кто не помнит, Ресторан начинался с входа, как театр с вешалки, у коего Входа официант должен был тебя Заметить и Посадить. Конечно, в теории можно было зайти и нагло сесть самому, но все места, особенно на вечерний сеанс, были предусмотрительно зарезервированы специальными табличками. После длительного ожидания «в предбаннике», призванного напомнить посетителю кто он собственно есть, официант мог Снизойти и препроводить за Столик. Поэтому одевались в Ресторан подчёркнуто хорошо, то есть в в джинсы, с тем чтобы официант мог на вид заценить платёжеспособность клиента. Официант проводил к Столику, при этом не без намёка убирая с него табличку «Зарезервировано», каковой жест во всей выразительности ныне можно увидеть только у участников проекта Дом-2, и при том когда они собственно снимают трусы. Самые догадливые читатели уже обратили внимание, что этот советский обычай представлял собой гротескное повторение западной ресторанной практики, что и вообще было характерно для многих советских бытовых деталей. За собственно Столиком из характерных мелочей времени отметим отсутствие салфеток, каковые салфетки, впрочем, были по замыслу Не Нужны, так как есть полагалось, говоря современным языком, Всё и «пальчики оближешь». Человек из нынешнего времени, повторюсь, почувствовал бы себя неуютно. Заказ делился на четыре части – «салат», «горячее», «десерт» и собственно «выпить». Наиболее поразил бы современного наблюдателя раздел «салат». Собственно «салаты», то есть блюда из овощей, в их современном понимании не полагались, и не из за дороговизны или недоступности оных (как раз овощи-то в стране были), а исключительно из-за непрестижности овощей в глазах ещё трезвого посетителя. Напротив того, предлагались салаты на современный взгляд весьма диковинные, например, популярным «салатом» было разрезанное пополам варёное вкрутую яйцо политое сероватым майонезом, а равно популярная мясная и колбасная нарезка. Стоил салат около рубля.

Горячие блюда самими своими названиями должны были воспитывать в посетителе советский интернационализм, воспроизводя в самом захолустном заведении экзотические названия из братских республик и стран народной демократии («харчо»). На самом же деле «горячее» сводилось к трём типам блюд, каковую расшифровку давал официант во время заказа («самбука ?– ну это мясо кусочками, гуляш то есть») Во первых имелось, как уже указано, мясо кусочками или гуляш. Название «гуляш» южно-русское, так спрашивали у посетителей ресторанов проходившие мимо бдительные граждане – гуляешь, сука? На какие шишы? Наворовал? - так что искаженное южно-русское «гуляешь?» прикрепилось к этому блюду навечно, как нарицательное название. Из особенностей времени отметим, что происхождение мяса (то есть свинина там или баранина) не указывалось, что на современный взгляд выглядело бы тоже Комично. Вторым типом блюд были «котлета», каковое блюдо придумали отступавшие по старой смоленской дороге французы, искажённое от французского «кал лета», то есть то, что находчивые от голода наполеоновские гренадеры находили в снегу, размораживали на кострах и ели. По цвету, вкусу и запаху позднейший советский аналог полностью соответствoвал французскому оригиналу, вплоть до обнаружения внутри неперевареных летом луковых шалупаек. Третьим типом блюд было «мясо куском», именуемое «лангет», каковое слово происходило от хирургического слова «лангетка», то есть гипсовой формы для сращивания костей. Как видно и из названия, по твёрдости собственно «лангет» превосходил свой хирургический аналог, и, кроме того, имел довольно интересный внешний вид – самые верхние волокна мяса были чёрными, в глубже расположенные бледно коричневыми, что придавало лангету памятную Неповторимость Очертаний. Особым искусством было разрезание лангета, представлении о сложности каковой операции может получить каждый, попытавшись разрезать хирургическую гипсовую лангетку столовым ножом. Особая сложность состояла в том, что лангет подавался на специальных Скользких Тарелках, так что при приложении уж очень непомерных усилий лангет вдруг раздавался на две части, каковые части получали приличное ускорение, отлетая по законам физики довольно далеко от стола - к вящему удовольствию официантов. Вследствие этого у человека, разрезавшего лангет, на лице была Сосредоточенность, каковую ныне можно увидеть только у юзера, тыкающего мышкой в неоткрываюшийся порнографический сайт. Заметим, что хотя тогда я лангет разрезал свободно, теперь я бы это это поворотить скорее всего не смог. Стоило горячее в пределах 2-3 рублей. Что подавали на «десерт» я не помню, так как «горячее» сопровождалось частью «выпивка», что стирало память о собственно «десерте». Заметим, что часть «выпивка» мало отличалась от современных аналогов, но была относительно гораздо более дорогостоящей – сто грамм водки стоили около 2 рублей.

Из интересных особенностей отметим, что если в Ресторан приходили романтически вдвоём, то заказывали Одноитоже, себе и даме, что на современный взгляд показалось бы Комичным. Дело в том, что есть в Ресторане было делом довольно опасным, могущим легко привести вплоть до летального исхода, поэтому хорошим тоном считалось в этом случае мужчине особенно показать себя, сказать, что де я тут гуляш уже ел и «есть можно», то есть выставить себя знатоком ways of the world, показать способность взять на себя ответственность в сложной, угрожающей жизни ситуации. После чего пара и заказывала «гуляш мне и даме», что, повторюсь, на сегодняшние глаза смотрелось бы Комично.

Важной частью были чаевые, каковые должны были составлять не менее рубля, в среднем рубля три. Относительная доля чаевых в ресторанных затратах была значительно выше сегодняшних 10-20%, не редкость была и уплата «двух счетов». Дело в том, что давая чаевые следовало помнить, что в следующую пятницу предстояло вновь «садиться в кабак». Таким образом, поход в ресторан «по скромному» стоил около 10 рублей на романтическую пару, считая с выпивкой и чаевыми, а «по крутому» 10 рублей с человека, что и отражал современный событиям фольклор в исполнении Софии Ротары «червонец в руку и гуляй в ресторане, и гуляй в ресторане до утра, эгегей!». Для молодёжи заметим что червонец при средней зарплате в 200 рублей был приличными деньгами, столько я зарабатывал за ночь на Скорой Помощи, а по покупательной способности червонец сщщтветствовал примерно 70 сегодняшних $. Особым шиком было «уйти не заплатив», каковой маневр исполнялся обычно компанией, так что съев лангет посетители по одному выходили «в парк покурить». Самым сложным было выйти последнему, так как и официант и швейцар Знали о таковых намерениях и Следили. Последнему уйти зачастую вовсе не удавалось, и милицию в таких случаях Не Вызывали, кто понимает.

Некоторое представление о царившей в советских ресторанах атмосфере можно получить при посещении Брайтон Бич или Торонто, как я понимаю, собственно в России тот дух утерян совершенно. Вот так, не сходить нам больше в ЦК, никогда.
Никогда(.)

Date: 2008-09-13 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandrovich.livejournal.com
"уйти, не заплатив" из ресторана, кажется, называлось "соскочить".
сия операция подробно описывалась в одной из повестей молодого (тогда) писателя Ал-дра Житинского (в ЖЖ a.k.a. "maccolit").
"культурные люди", конечно, не "соскакивали", а платили по прейскуранту.
но чтобы даже и искушений таких не было, многими ресторанами был введен т.н. "комплекс", который оплачивался в самом начале разгула.
за выпитый же алкоголь и пр.дополнительные заказы в конце вечера приносили отдельный счёт.
(deleted comment)
From: [identity profile] golosptic.livejournal.com
В 1987ом году было дело - кушал я их несколько раз. И именно в Москве.
From: [identity profile] alexandrovich.livejournal.com
ой, да какая "золотая"? о чем Вы?
"золотая"-то как раз по московским кабакам шлялась.
там и комплексов не было.
а мы, провинциалы, хоть и редко в рестораны заглядывали, но застали это дело у нас, на периферии.
что касается последнего, то это дело во все времена по своим качествам приблизительно одинаково.

вспомнил:

Date: 2008-09-13 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] alexandrovich.livejournal.com
ни разу не довелось заказывать в ресторанах СССР "десерт".
ну, не пришлось.
как-то не сложилось.
на более насущные вещи денег еле хватало.
что хоть предлагали-то?

Re: вспомнил:

Date: 2008-09-14 02:29 am (UTC)
From: [identity profile] rms1.livejournal.com
Собственно, я и сам пытался к случаю припомнить - и не мог. Списал на алкголь, как и видно.

Re: вспомнил:

Date: 2008-09-18 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] waldherr.livejournal.com
"Десерт" предполагался для дам. Ну не будут же солидные люди в мальтийских джинсах заказывать мороженое "пломбир" с сиропом, шоколад или пирожное "Трубочка". Поэтому и не запомнилось.

Date: 2008-09-13 02:00 pm (UTC)

Да, смешно.

Date: 2008-09-13 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] alleinstehen.livejournal.com
Вот только аффтар в советское время не то что в ресторане, а в приличной рабочей столовке не хавал. Я уверен, ты не по ресторанам ходил, а жрал портвейн в кустах, насшибав на него пятаки у магазина.
Аффтар, огласи список заведений и годы, кде и когда ты вкушал лангет на скользких тарелках? Может мы там пересекались, только мне правильный лангет подавали?

+1

Date: 2008-09-13 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] yulia-sergeevna.livejournal.com
Хрень какая-то. Людей, которые намеревались с дамой посетить ресторан на 10 руб - не стоило туда и пускать :-)

Да, на 10 руб...

Date: 2008-09-13 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] alleinstehen.livejournal.com
Да, в 80-х на 10 руб с дамой романтическим вечером вечером дома сухенького нормально попить под сервелад и фрукты - и то не хватит.

Re: +1

Date: 2008-09-13 06:57 pm (UTC)
From: (Anonymous)
+1.

Ресторан (в котором первое/второе/салат и бухло) обходился где-то 20 рублей на рыло минимум. Не в Мааскве.
(deleted comment)

Re: Гы.

Date: 2010-02-16 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] bogchmo.livejournal.com
в "плошке" она же Солонка Фарфоровая плавал Томатный Кетчуп с какими-то крошеными листиками, то ли чеснока то ли лука.
(deleted comment)

Re: прочитал первый абзац

Date: 2008-09-13 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] rtlss-csmpltn.livejournal.com
Ты просто хуле москвич, не в курсе как жили за МКАДом.

Date: 2008-09-13 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] golosptic.livejournal.com
Не раскрыта тема "комплексного обеда", подававшегося в ресторанах днём. (Теперь это называется "бизнес-ланч").

Date: 2008-09-13 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] goering.livejournal.com
херь какая то

ни в Огнях Москвы ни в Славянском Базаре например я такого не помню

и даже в Загородном все проще было

Date: 2008-09-13 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] rtlss-csmpltn.livejournal.com
Верно, наверно, с географической привязкой. Местами же, отличалось.

Еще был момент, что любой ресторан или столовая были кормушкой для персонала, который сумками выносил оттуда добро.

Date: 2008-09-13 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] rms1.livejournal.com
Понятно, но персонал это отдельная история.

Date: 2008-09-13 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] goering.livejournal.com
ха

вот в летной столовой с пэрсоналом была постоянная борьба да

Date: 2008-09-13 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] gerat.livejournal.com
Правильно, лангет могли не все разрезать. Кусали по краям и оставляли на тарелки. Потом такой "покусанный" лангет на кухне поджаривали и продавали по второму кругу!!!

Date: 2008-09-14 02:12 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Дессерт бывал такой же, как в любой столовке: компот, кисель, кольцо песочное, пирожное бисквит, чай, кофе. Кажется, еще мороженое кое-где.
не цепляйтесь к автору: он пишет смешно.

Date: 2008-09-14 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] pioneer-lj.livejournal.com
Вот тут ты и показал своё антисоветское нутро, да.

"каждому свое"

Date: 2008-09-30 03:23 am (UTC)
From: [identity profile] ex-krevetka.livejournal.com
мне жалко аффтора как то...

я как-то застала нормальную еду в Европейской и части СССР,чистые тарелки,салаты из овощей и вкусный десерт.

С мальчиками,которые "соскакивали" не заплатив, мне не довелось встретиться пааа жизни...

Водку они тоже с собой не приносили (при мне),что они делали без меня -сказать не могу.
Не помню,чтобы я когда-то вообще алкоголь в ресторане употребляла-во время обеда-считалось "не очень приличным"

Ходила в рестораны, в основном, днем - обедать и во время летних турпоездок по стране.
Если не было поблизости хороших кафе и столовых.

Вчером ходить в ресторан тоже считалось не очень камильфо,"туда по вечерам ходили оторваться разные престарелые тети за тридцать,разведенки и проститутки-снимать командировошных кавалеров и жуликов".

Date: 2009-05-20 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] algol78.livejournal.com
Знание лингвистики на уровне задорнова, полный бред (я про происхождений слов "гуляш" и "котлета"). Хотя если шутка - то пусть :)

Date: 2010-02-16 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] bogchmo.livejournal.com
в советские рестораны ходил с папой. официанты приветливо распахивали двери и рассыпались мелким бисером перед ним, (папа платил всегда два счета, и на чай давал, скока рука из кармана вынет. он говорил так: я сам живу, и другим жить даю).
рестораны мне не нравились, пьяный кураж антисоциальных "хозяев жизни" и проч... как вырос - так и не хожу. только и был пару раз, по очень важным делам. на брайтон - вообще впадлу заходить.
Page generated Jul. 18th, 2025 05:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios